Публикации

Конституция полицейского государства

Член политсовета владивостокского отделения Партии Роста Дмитрий Алексеев прокомментировал поправки к конституции на своей странице в facebook:

Проблема “транзита власти” состоит в том, что за 20 лет Путин стал настолько значимой фигурой, что его роль верховного арбитра и единоличного управляющего страной передать никому другому невозможно. Его значимость образуется не только полномочиями президента, но и личным авторитетом, как перед силовиками, так и перед основными группами влияния. Можно было попробовать в 2023-ем поменять Конституцию и отменить ограничения по срокам, но легитимность будет все равно подпорчена. Да и не может человек жить вечно, тем более, что быть единоличным руководителем и арбитром для такой большой страны просто физически тяжело.

Политическая наука говорит, что в случае, если очевидно, что никакой другой приемник не сможет быть арбитром, нужно создавать коллективный орган, который будет балансировать интересы. Так и появляются институты. Либеральная общественность ждала, что изменения Конституции и будут направлены на это. Типа Госсовет будет таким органом, где смогут как-то договариваться. Надо сказать, что послушав Послание Президента действительно казалось, что именно такой вариант и предлагается. Однако, когда стал доступен текст, стало очевидно, что транзит власти пошел по совершенно другому сценарию.

Поправками в Конституцию делается попытка прописать полномочия и функцию Путина за должностью президента. Конституционно оформляется силовая вертикаль, из силовых министров, прокуратуры и судов, которая однозначно закрепляется за президентом. Кроме этого, президент теперь может увольнять отдельных министров, а не только все правительство, а также обретает супер вето на законы принимаемые Думой, которое парламент не может преодолеть. Фактически, это конституция Полицейского Государства, где нет разделения властей, а есть единая силовая вертикаль, которая занимается всем и подчинена только президенту.

Вы скажите: “так и сейчас именно так”. О чем и речь, сейчас это так, потому что Путин, а поправки сделаны для того, чтобы следующий президент был таким же как Путин. Гадать как будут обстоять дела в 2024 году нет большого смысла, но похоже сценарий такой: Президентом становится доверенный и преданный Путину человек. Вы все знаете такого, многократно проверенного. Это Медведев. Его сейчас уводят с радаров, но на самом деле на важнейшее место в системе силовой вертикали. В Совет Безопасности, где он будет набираться авторитета у силовиков и не будет находится под огнем критики. Путин не будет возглавлять никакой Госсовет, этому органу не прописали никаких полномочий, это все для отвода глаз и для умиротворений губернаторов. Скорее всего он уйдет в Совет Федерации, где будет консультировать Медведева по силовикам и помогать контролировать суды.

“Ну а что плохого?” - скажете вы, “Россией можно управлять только сильной рукой”. И будете неправы. Невозможно управлять такой большой страной как Россия “одной рукой”, пусть и сильной. Сомневаюсь, что сейчас президент помнит наизусть фамилии всех 85 губернаторов. Какой уж там руководить. Я уже не говорю о 85 прокурорах, нескольких тысячах судей и т.д. Всем этим управляет Администрация Президента, о которой не то что нет упоминания в Конституции, нет даже федерального закона. Этот непрозрачный орган и получает все большее усиление и становится основным выгодоприобретателем от проводимой спецоперации по смене конституции. Но так можно только держать контроль над скважинами и трубой, так нельзя развивать экономику. Какой может быть Рост и Развитие в полицейском государстве?