Рекомендации по составлению обращения
в органы власти
Обращение должно содержать:

– Наименование органа власти, в который подается обращение и/или ФИО должностного лица
– ФИО заявителя
– Адрес для ответа (в зависимости от формы подачи: почтовый/электронный)
– Изложение сути обращения и поставленные вопросы для решения по существу
– Дата и подпись
Обращение не должно содержать:

– Ненормативную лексику
– Оскорбление
– Угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц

Структура и содержание обращения
С точки зрения оформления обращение состоит из: шапки, обращения к должностному лицу, текста описания и аргументов, вопросов, приложений, даты и вашей подписи
1
Шапка обращения размещается в верхнем правом углу и включает в себя:
- наименование государственного органа, в который направляется обращение
- должность и ФИО должностного лица (если знаете)
- адрес государственного органа (не нужно для обращений, поданных через интернет-приемную)
- Ваше ФИО, адрес и контактный телефон для ответа или уточнения
2
Обращение к должностному лицу
- Если в шапке обращения вы указали ФИО должностного лица, которому направлено обращение, перед текстом посередине обратитесь «Уважаемый <Имя Отчество>!»
- Если в шапке указан только государственный орган, в который направляется обращение, обращаться «Уважаемый <Имя Отчество>!» можно не указывать.
3
Текст (описание и аргументы)
- Текст обращения необходим исключительно для описания ситуации. В тексте необходимо указать что, где, когда и как произошло. В тексте приводятся аргументы почему проблему нужно решить. Текст может содержать Ваши варианты решения проблемы.
- Аргументом может выступать любой довод в Вашу пользу. Сам аргумент может быть написан простым, повседневным языком, а также подкреплен ссылками на закон. Заблуждением считается, что аргумент, не подкрепленный ссылками на закон лучше не писать вообще. Вы вправе защищать свои права любым доступным способом, не оскорбляя и не нарушая при этом права третьих лиц.
4
Вопросы
- Данный блок считается самым важным, так как вопросы должны отражать суть, быть четкими и однозначными.
- Ответ предоставляется Вам по существу поставленных вопросов (т.е. если в тексте письма вы просили что-то сделать, это не вопрос).
- Вопросы указываются в конце текста.
- Ответ должен быть предоставлен по существу всех поставленных вопросов (если на какой-то вопрос не был дан ответ – это нарушение ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)
5
Приложение
В приложениях указываются:
- все документы, на которые есть ссылки в тексте и которые невозможно скачать в открытом доступе
- переписка по данному вопросу (даже если это ответ государственного органа, в который вы направляете обращение (исключительно для ускорения работы с Вашим обращением)
- фото-, видеоматериалы
- иные важные приложения
6
Дата и подписи
Дата и подписи (ваша или нескольких лиц, если обращение коллективное) ставятся в самом конце письм.
Пример
Администрация города Владивостока
Главе города Гуменюку О.В.
690091, Приморский край, г. Владивосток,
Океанский проспект, 20

От Иванова Ивана Ивановича
690091, Приморский край, г. Владивосток,
ул. Фокина, 777 кв. 123
Тел.: +7 914 123 45 67
E-mail: name@mail.ru
Уважаемый Олег Владимирович!

В таком-то месте в такого-то числа была обнаружена такая-то ситуация.

Считаю, что это необходимо исправить, потому что <приводите Ваши доводы (см. раздел «Аргументы»>

На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, прошу:
1. Суть просьбы...
2. Суть просьбы...
3. Суть просьбы...

Приложения:
1. Фото на 3 л в 1 экз (копия/оригинал)
2. Справка из _____ на 1 л в 1 экз (копия/оригинал)
3. Ответ Администрации города Владивостока на 4 л в 1 экз (копия)
4. CD-disk с _________ 1 шт

Дата Подпись