Специальный закон об обращениях граждан
Наряду с множеством федеральных законов, существует специальный закон, который подробно описывает процедуру работы с обращениями от мысли до полученного ответа – Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Закон короткий, простой
и состоит всего из 18 статей
В нем законе есть ответы на такие вопросы, как:
Кто, как и куда может обратиться?
Как реализовать своё право на обращение?
Что такое обращение и какие бывают виды обращений?
Права граждан при рассмотрении обращений
В каких случаях обращение могут оставить без ответа?
Какой срок рассмотрения обращения?
Что делать, если обращение отправлено не в тот государственный орган?
Что делать, если решение поставленных в обращении вопросов затрагивает несколько государственных органов?
Требования к обращению
И другие важные вопросы, относящиеся к порядку рассмотрения обращений граждан.
Структура и содержание обращения
Давайте разбирать по порядку...
Кто и как может обратиться?
• гражданин лично
• направлять обращения:
– индивидуальные
– коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц
Куда можно обратиться (на кого распространяется действие данного Закона)?
• государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам
• государственные и муниципальные учреждения и их должностным лицам
• иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лица
Право реализуется
• свободно (никто не может запретить обращаться)
• добровольно (никто не может заставить обратиться, это желание гражданина)
• бесплатно
Что такое обращение и какие они бывают?
Обращение граждан – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Законодательство выделяет
три вида обращений

Рассмотрим отдельно каждый вид обращения.
Предложение
Рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности государства и общества.

Например, часто в обществе можно услышать, что государство работает не так, законы что-то не регулируют и прочие подобные мысли. Так ли это и что можно делать?

Для этого случая существует обращение в виде предложения, которое может направить любой гражданин в компетентный государственный орган, орган местного самоуправления.

Мы рекомендуем строить Ваше предложение [обращение] следующим образом:

описание ситуации> аргумент почему это не работает или работает плохо> ваше предложение по совершенствованию.
Заявление
Просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Например, на дороге образовалась яма и необходим ремонт. Чиновники не обходят город каждый день и не проводят ревизию проблем. Поэтому необходимо им об этом сообщить, отправив обращение в виде заявления.

Мы рекомендуем строить Ваше заявление следующим образом:



описание ситуации (Что? Где? Когда? Как?) > аргумент почему это нужно сделать (это может быть аргумент в свободной форме или ссылка на закон) > ваша просьба/вопрос
Жалоба
Просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Например, Вы направили обращение в компетентный государственный орган, но проблема не решается, либо вы получили отказ. Позиция государственного органа считаете недостаточно аргументированной и считаете, что Ваше право до сих пор нарушено. Вы можете направить жалобу: вышестоящему должностному лицу / в надзорный орган / в прокуратуру.

Мы рекомендуем строить Вашу жалобу следующим образом:

описание ситуации (что произошло, когда и куда направили обращение, что просили сделать, когда получили ответ)> аргумент почему считаете Ваши права до сих пор нарушенными (аргумент может быть в свободной форме или ссылка на закон)> ваша просьба/вопрос. Дополнительно к жалобе прикладывается копия обращения (заявления) и ответ государственного органа на обращение.
Продолжаем...
Права граждан при рассмотрении обращения?
• Просить предоставить документы или истребовать их для решения вопроса по существу

• Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если:
– это не затрагивает и не нарушает права третьих лиц
– документы и материалы не содержат сведения, составляющие государственную или иную, охраняемую законом тайну

• Получать письменный ответ

• Жаловаться на
– Принятое решение (если аргументы, содержащиеся в ответе Вас не устраивают и Вы считаете, что право до сих пор нарушено.
– Действие/бездействие

• Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения
В каких случаях обращение могут оставить без ответа?
• Текст обращения не поддается прочтению (если ФИО и адрес поддается прочтению, гражданину направляют уведомление о невозможности
• Обращение содержит ненормативную лексику, оскорбления, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица
• Отсутствует ФИО, адрес (электронный адрес) для ответа
• Текст и вопросы обращения не позволяют определить суть
• Ранее был дан ответ по существу поставленных вопросов (при условии, если в повторном обращении не были приведены новые доводы)
• Невозможно дать ответ без разглашения сведений составляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну
Срок рассмотрения обращения
• Стандартный срок рассмотрения обращения государственными органами – 30 дней.
• Письменное обращение, поступившее Губернатору и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции – 20 дней (со дня регистрации).
• Срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более, чем ещё на 30 дней в двух случаях:
– в исключительном случае
– если необходимо запросить документы в другом государственном органе, органе местного самоуправления или должностного лиц.

Если срок рассмотрения обращения был продлен, Вам должны направить уведомление о продлении срока рассмотрения обращения, после чего предоставить ответ.
Что делать, если обращение отправлено не в тот государственный орган?
Если решение вашего вопроса не входит в компетенции государственного органа, в который было направлено обращение, они самостоятельно перенаправляют Ваше обращение в течении 7-ми дней с момента регистрации в компетентный государственный орган. О переадресации обращения Вас письменно уведомляют. После чего Вы получите ответ от компетентного государственного органа.
Что делать, если решение поставленных в обращении вопросов затрагивает несколько государственных органов?
В случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы.
Требование к обращению
Обращение должно содержать:
– Наименование органа власти, в который подается обращение и/или ФИО должностного лица
– ФИО заявителя
– Адрес для ответа (в зависимости от формы подачи: почтовый/электронный)
– Изложение сути обращения и поставленные вопросы для решения по существу
– Дата и подпись

Обращение не должно содержать:
– Ненормативную лексику
– Оскорбление
– Угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц