Предложения
по изменению избирательного законодательства
от Команды Партии Роста во Владивостоке
Команда Партии Роста во Владивостоке подготовила предложения по изменению избирательного законодательства и направила их в адрес федеральных органов: Президенту Российской Федерации В.В. Путину, председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.В. Володину и председателю Центральной избирательной комиссии РФ Э.А. Памфиловой. Предложения были подготовлены по результатам участия местной партийной организации в избирательной кампании 2019 года.
25 сентября 2019
№ 12-09\12


Местное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» в городе Владивостоке Приморского края приняло участие в избирательной кампании 2019 года на дополнительных выборах депутата Думы города Владивостока по одномандатному избирательному округу № 9.

В ходе проведенной избирательной кампании нами осуществлялось взаимодействие непосредственно с избирателями, с избирательными комиссиями различного уровня, с судебной и правоохранительной системой. По результатам данной деятельности у нас сложилось совершенно четкое мнение о том, что существующее избирательное законодательство Российской Федерации нуждается во внесении в него оперативных изменений. А именно требуется:

1) Снижение уровня формализма в оценке представляемых документов от партий и кандидатов.

Главным критерием для лишения возможности участия в выборах должно являться лишь отсутствие избирательного права, а не неверное написание тех или иных букв и цифр в документах. Необходимо законодательно расширить диапазон возможностей на внесение исправлений, дополнений в любые документы, которые необходимо предоставлять для регистрации кандидата на выборную должность (ст. 33, 35 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), в т.ч. исключив норму о «единовременности» предоставления части из них. В обязанности избирательной комиссии должна войти процедура проверки достаточности документов для регистрации, поданных при выдвижении кандидата ограниченная периодом в 3-5 дней, после прохождения которой отказ в регистрации по причине недостаточности представленных документов будет не возможен.

Максимальное количество форм и запрашиваемых документов необходимо перевести на портал «Госуслуги» с возможностью их электронной подачи. Требуется отменить подачу документального подтверждения тех сведений, которые и так существуют у органов власти или запрашиваются в ходе проверки, но зачастую (чаще всего по субъективному критерию) являются основанием для отказа в регистрации кандидата.

2) Принципиальное изменение порядка сбора подписей.

Существующий в настоящее время порядок должен быть или распространен на всех кандидатов и партии, либо должен быть для всех них отменен.

Опыт нашего участия в избирательной кампании показал, что процедура выдвижения для субъектов избирательного процесса, не являющихся членами парламентских партий, крайне сложна. Обеспечив себе льготный режим выдвижения, думские партии усложнили процедуру выдвижения для других, в том числе законодательно сделав акцент на правильное заполнение листов, а не на фактическую поддержку граждан в момент выдвижения кандидата. Предлагаем сократить число оснований для признания подписи избирателя недействительной, и реализовать принцип, согласно которому нельзя «браковать» подпись, если избиратель может быть однозначно определен, а основания считать, что он не ставил свою подпись, отсутствуют.

Кроме того, в настоящее время нет особой необходимости удостоверять личность избирателя на бумажном носителе. Граждане, зарегистрированные на портале «Государственные услуги», имеют идентификационные логины и пароли для входа, что позволяет однозначно идентифицировать их, как избирателей. Это позволит избежать многочисленных технических ошибок. Данные избирателя в этом случае могут заполняться автоматически непосредственно из информационной системы.

Альтернативный вариант замены сбора подписей в поддержку выдвижения –

это введение избирательного залога, с установлением законодательно максимально допустимого размера залога. Избирательный залог и сбор подписей зачастую свидетельствуют об одном и том же – наличии у кандидата достаточных денежных средств.

3) Изменение системы проверки подписей, поставленных за выдвижение кандидатов. В настоящий момент система проверки подписей является ничем иным, как одним из основных инструментов регулирования доступа кандидатов к выборам со стороны органов власти. Перечень оснований для признания подписи недействительной обширен, но большинство из этих оснований связаны с ошибками и неточностями (иногда незначительными) со стороны избирателей или сборщиков подписей.

Предлагаем изменить законодательство в части уточнения понятий, а также в части мер реагирования на разные по своей природе ситуации. Обязательно отказывать в регистрации, вводя более жесткие меры по реагированию (уголовные или административные) на случаи, когда подпись была сфальсифицирована («выполненная от имени одного лица другим лицом»), в силу того, что такое нарушение представляет угрозу основам конституционного строя и законным интересам граждан РФ. В случае же технических ошибок и неточностей со стороны избирателей или сборщиков подписей следует реализовать процедуру доказывания волеизъявления избирателя, если избиратель об этом прямо заявляет.

Считаем, что вышеперечисленные моменты по изменению избирательного законодательства позволят обеспечить конкуренцию на выборах в представительные органы. Честная конкуренция даст возможность в состязательном процессе сформировать наиболее конкурентоспособные политические программы. Принцип состязательности будет являться залогом развития политической системы и повышения профессиональных компетенций кандидатов, а, соответственно, и самой представительной власти.

От имени команды избирательного штаба.

Председатель местного отделения ВПП «ПАРТИЯ РОСТА»
в г. Владивостоке Приморского края
К.О. Батанов